Персональный сайт психолога Елены Бизимовой

Категории раздела

Мои авторские статьи [7]
Рекомендации психолога родителям [3]
Рекомендации психолога родителям

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4990

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Педагогическая шкатулка


Астено-невротический синдром у детей.

Астено-невротический синдром у детей

     Астения у детей протекает с преобладанием предпочтительных для этого возраста моторных нарушений (гипердинамический либо гиподинамический вариант астении). При так называемой гипердинамической астении поведение ребенка отличается гиперактивностью с продуктивными двигательными и эмоциональными разрядами, несдержанностью, импульсивность, что позволило ряду исследователей ввести в практику термин "экплозивная астения". Дети с гиподинамической астенией малозаметны, стараются не привлекать к себе излишнего внимания и всегда стремятся спрятаться в тень. У них так же есть трудности с концентрацией внимания. Но вместо чрезмерной двигательной активности здесь вялость, заторможенность. Из двух основных процессов в нервной системе - возбуждения и торможения - у гиподинамических детей, в отличии от испытывающих проблемы с торможением "гипердинамиков", нарушен процесс возбуждения, а точнее, поражены структуры, его обеспечивающие.

     Исследователи из Института мозга человека РАН им. Н.П. Бехтеревой и факультета клинической психологии Санкт - Петербургской государтсвенной педиатрической медицинской академии, проанализировав 189 случаев астено-невротического синдрома, предложили следующую этиопатогеническую (причинно-следственную) классификацию астенических расстройств у детей:

  1.  Цереброгенная астения. Является следствием доказанного поражения головного мозга, чаще травматического или нейроинфекционного (менингоэнцефалит) генеза, часто сочетается с повышенным внутречерепным давлением. Она характерезуется выраженной истощаемостью психических процессов, крайне низкой роботоспособностью. В дальнейшем могут присоединяться проявления эксплозивности ("взрывной характер"). Данная форма была диагностированна в 14% случаев астенических расстройств.
  2. Резудуальная астения. Является последствием выраженной перинатальной патологии. В анамнезе у таких детей можно встретить явную патологию перинатального периода (недоношенность, асфиксия, родовые травмы), отставание в психомоторном развитии в течение первого года жизни, задержку речевого развития. Таким детям свойственны частая смена настроения без серьезной на то причины, плаксивость, быстрый переход от состояния оживления к апатии, у них плоха память, относительно бедный словарный запас, слабая выраженность интеллектуальных интересов. Клиническая картина в таких случах относительно стабильна. При неврологическом осмотре у таких детей отмечаются нарушения мелкой моторики. Этой форме часто сопутствуют: дисграфия, дислексия, энурез. Данная форма имела место в 16% случаев.
  3. Дизонтогенетическая астения. Характерезуется преобладанием умеренной утомляемости и невнимательности. Клиническая картина при сравнении с предыдущими формами отличается меньшей тяжестью. В основе данной патологии могут находиться отдаленные последстивия незначительной гипоксически-ишемической энцефалопатии, которая обусловлена тем, что на определенных этапах беременности и тяжелых родов отдельные участки коры головного мозга не получали достаточного кровообращения и кислорода. Поведение таких детей может характеризоваться капризностью, раздражительностью. Клиническая картина носит лабильный характер, а ухудшение состояния отмечается чаще в весенний и осенний периоды.В качестве сопутствующих нарушений здесь часто встречаютсятики и заикание. И это не удивительно, поскольку как раз центры головного мозга, отвечающие за мелкую моторику и речь, наиболее уязвимы к гипоксии. Данная форма встречалась в 20 % случаев.

Все эти формы, различаясь по степени выраженности, имеют под собой органический церебральный (мозговой) подтекст.

Но астения может быть следствием или одним из проявлений соматического заболевания. Такую астению называют соматогенной. Тяжесть такой астении определяется выраженностью соматического заболевания. Данная форма была выявлена в 14% случаев. 

Астено-невротическое состояние (АНС) может развивиться у любого ребенка в любом возрасте, да и у взрослого после тяжелой вирусной инфекции (гриппа). Инфекционисты считают, что процесс полного восстановления организма после перенесенного тяжелого гриппа занимает три месяца (!). А что получается на самом деле? К переболевшему ребенку, к примеру школьнику, требования по полной программе предъявляются сразу, как только он пришел в класс после болезни, а его центральная нервная система еще истощена, не восстановилась. Отсюда головные боли, рассеянное внимание, "истерики" по вечерам, не имеющие никакого отношения к истерии. Неправильное поведение окружающих (семьи) провоцирует наслоение на этот фон еще и различных невротических реакций. 

АНС - состояние, лежащее и /или осложняющее теченее многих заболеваний. Так, к нему буквально "липнут" энурез, страхи, расстройства сна, тикоидные расстройства. Оно является одной из причин дошкольной и школьной дезадаптации ребенка. У детей астено-невротический синдром имеет свои спецефические особенности:

  1. Такие дети быстро утомляются на занятиях, но при этом они неусидчевы, вспыльчивы и капризны, у них могут быть проявления агресссии по отношению к окружающим. При малейших неудачах мгновенно "закипают", раскидывают игрушки, тетрадки, книжки. Вследствие общих нарушений соотношения процессов возбуждения и торможения у них нарушается фазова структура сна, что провоцирует неврозоподобный энурез.
  2. У детей с астено-невротическим синдромом страдает обучение: несмотря на нормальный интеллект, им сложно воспринимать школьную программу, у них возникают затруднения с приготовлением уроков, так как  они буквально засыпают над учебниками, у них проблемы с памятью. Такие дети имеют дефецит внимания, проявляющиеся рассеянностью. Они раздражительны: на занятиях, особенно если у них что-то не получается, если они кому-нибудь проигрывают, часто устраивают нечто подобное истерике на пустом месте, конфликтуют с другими детьми, лезут в драку, аналогично реагируют на замечания (даже абсолютно справедливые) воспиттаелей или преподавателей.
  3. При этом синдроме дети могут проявлять признаки депрессивного расстройства поведения, аутоагрессии, причиняя себе боль, кусая и щипая себя. Они могут биться головой о стену, падать на землю, кричать. 
Категория: Рекомендации психолога родителям | Добавил: счастливая (19.06.2021)
Просмотров: 1848 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта