Духовное и нравственное здоровье современной российской семьи
и пути возрождения в условиях духовного кризиса общества
Статья психолога Елены Бизимовой на сайте публикуется впервые.
Плох тот народ, который не видит того,
что дано именно ему, и потому ходит
побираться под чужими окнами.
Россия имеет свои духовно-исторические дары
и призвана творить свою
особую духовную культуру.
Иван Ильин
Российская семья и общество в целом переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество — духовных и нравственных идеалов. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том числе детскому и молодежному), во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.
Прямое влияние на духовное, нравственное и физическое здоровье семьи оказывает состояние нравственности в обществе, а оно сегодня ухудшается буквально с каждым днём. В обществе царит нравственное безумие. Охватившая нас нравственная катастрофа не имеет аналогов в отечественной истории. Ныне, при массированной пропаганде насилия и разврата, при гипнотическом воздействии средств массовой информации, нашим соотечественникам прививаются новые «западные» ценности.
«Плюрализм» все более означает равенство добра и зла. «Свобода» все более обращается в насилие с целью сломить сопротивление стыда, разума и совести, разбудить в человеке самые низменные инстинкты. Проповедь разврата не только подрывает основы семьи — это и тяжелейшее преступление против детей, грех, страшнее которого может быть, по слову современного богослова, только людоедство. (Из обращения общественного комитета «За нравственное возрождение Отечества»). (1)
Современная эпоха совершила еще неосознаваемый многими переворот в осмыслении фундаментальных, основных понятий веры, нравственности, законности, любви, свободы. Под маской свободы насаждается самое настоящее рабство различным сектам, модным рок-группам, наркотикам, эротике, культу силы и приманкам материального преуспеяния. Такие понятия как любовь, свобода, терпимость, благотворительность сейчас наполняются либеральным смыслом. Например, если мы соединим два святых слова свобода и любовь, получится словосочетание «свободная любовь», которое в христианстве понимается, как блуд. В этом состоянии сегодня находится наша страна, блудит в поисках чужих понятий и ценностей, забыв, что у нее есть свои ценности.
Великий русский философ Иван Ильин писал, что «мы призваны и обязаны идти своим путем, осуществлять свою свободу... Как бы ни были велики наши исторические несчастия и крушения, мы призваны самостоятельно быть, а не ползать перед другими; творить, а не заимствовать; …не подражать соседям; искать русского видения, русских содержаний и русской формы… Мы Западу не ученики и не учителя». (2)
Одним из печальных фактов современности является неуклонное падение нравственности общества, утрата целомудренности жизни и человеческих отношений. Сами понятия о девстве и целомудрии сегодня настолько извращены, что зачастую они считаются чем-то противоестественным, подрывающим здоровье и сокращающим жизнь. «Нас засасывает трясина смещенных нравственных ценностей. Мы воспринимаем развод как готовую альтернативу браку, а аборт рассматриваем в ключе личной свободы, а не жизни и смерти. Наше общество обесценило жизнь. Мы убиваем нерождённых детей, отдаем малышей теленяньке, а престарелых, о которых трудно заботиться, – на попечение государства». (3)
Нетрадиционная для российского государства идеология, основанная на принципе толерантности ко всему и во всем, изменяет традиционный смысл понятий «духовность», «нравственность», «добродетель». И это в первую очередь сказывается на формировании новой модели современной семьи, поскольку «семья есть первичное лоно человеческой духовности; а потому и всей духовной культуры; и прежде всего — Родины» - подчёркивал И. Ильин. (2)
Традиционные основы нравственности подменяются «более современными», западными: христианские добродетели - общечеловеческими ценностями гуманизма; педагогика уважения старших и совместного труда - развитием творческой эгоистической личности; целомудрие, воздержание, самоограничение - вседозволенностью и удовлетворением своих потребностей; любовь и самопожертвование - западной психологией самоутверждения. Появляются черты характера, не свойственные нашей нации: бездуховность, взаимная отчуждённость, снижение чувства патриотизма. В связи с этим в основе формирования основных духовно- нравственных ценностей современной семьи происходит изменение в традиционном понимании «нравственности» как благонравия, согласия с абсолютными законами правды, достоинством человека, долгом, честью, чистой совестью.
Становится понятным, что мир, основанный на предлагаемой сегодня всем народам системе либеральных ценностей, а, следовательно, и семья, не могут быть устойчивыми. Обозначенные негативные явления все больше деформируют сознание сегодняшнего человека, вовсе лишая восприятие им окружающего мира нравственного критерия, или подменяя традиционную нравственную психологию созерцательного и вдумчивого восприятия примитивной психологией потребителя.
Основной функцией семьи является продолжение человеческого рода, то есть рождение и воспитание детей, передача духовно-нравственного и культурного наследия новому поколению. Семья обеспечивает развитие личности в течение всей жизни человека. Что происходит с семьёй в России сегодня? Ответ очевиден: семья переживает не виданный в истории глубочайший духовно- нравственный кризис.
Духовный кризис российской семьи вызван, прежде всего, духовными причинами: утратой и искажением системы традиционных семейных отношений и традиций, утратой идеалов святости семейной жизни. Традиционные семейные ценности теряют характер первостепенных нравственных ценностей. «Не плоть, а дух растлился в наши дни» (Ф.И.Тютчев). Дефицит духовного здоровья вообще может оказаться невосполнимым.
В настоящее время проблема сохранения и развития семьи приобрела острый характер. С 90-ых годов наблюдаются кризисные явления в жизни современной российской семьи: изменяются исторически общепринятые нормы брака и семьи; происходит деградация семейного образа жизни; изменился характер супружеских отношений, взаимоотношений поколений в семье и отношение к воспитанию детей.
В последние годы в нашей стране растет число разводов при одновременном сокращении заключаемых браков, а внебрачная рождаемость приводит к увеличению количества неполных семей и росту внебрачных детей; ежегодно растёт процент разводов, абортов, особенно среди несовершеннолетних, рост количества неполных семей, воспитывающих детей. Катастрофически снижается престиж семьи, потребности иметь детей.
Социальные потрясения, женская эмансипация, снижение потребности в детях, ослабление роли церкви и другие причины привели к изменению мотивации деторождения и формированию в России нового типа рождаемости, основанной на малодетстве, позднем вступлении в брак или осознанном безбрачии. Последствия этих процессов сказываются и в настоящее время: с одной стороны, увеличение количества детей без семьи, воспитывающихся в государственных учреждениях при живых родителях (социальных сирот), рост детской безнадзорности в семьях, а с другой стороны - формирование у части родителей особой эмоциональной связи с ребенком, повышение статуса детства в обществе, «детоцентризм» как основа репродуктивной мотивации нового типа. Растет число семей с несовершеннолетними родителями, которых приходится содержать их родителям.
Для семьи современного периода характерно еще и то, что семья не справляется со своими функциями репродуктивной и воспитательной. Реальностью стал тот факт, что помимо традиционно социально уязвимых семей многодетных, с детьми инвалидами, неполных семей, в число бедных семей попали новые группы - безработные, работники бюджетной сферы, имеющие детей. В целом разрушается традиционная структура и институт семьи.
Российским школьникам, а это будущие супруги, мамы и папы, навязывается новая структура ценностей, новый стиль жизни: в сфере секса «можно все». Информационный поток, обрушившийся с экрана телевизора, различных печатных изданий, фактически обучает малолетних и подростков сексу, фиксация внимания детей на сексуальной стороне жизни, информирует о различных формах сексуальной активности, тем более извращенных, являясь при этом не только опасным для физического, психического и интеллектуального здоровья детей, противным столетним традициям народов России, но и изощренной формой психического и сексуального насилия. Т.А.Флоренская подчёркивала: «Вопреки массовой пропаганде «сексуальной свободы», в духе человека неистребимы стремления к высокой, чистой любви, прочной семье. Стремления эти могут быть глубоко запрятаны, «вытеснены» из сознания мнением большинства. Задачей же…является пробуждение духовных сил растущего человека, способных противостоять бездуховности, цинизму, разврату». (9)
Конкретный и вполне определенный опыт Запада говорит о том, что в детском и подростковом возрасте совершенно недопустимо акцентировать внимание на сексе. Результатом этого будут раннее начало половой жизни, добрачные половые связи. Кроме вреда для души, это приводит к импотенции; подростковым беременностям и абортам; бесплодию на всю жизнь или рождению больных детей в будущем; нарастанию эпидемии СПИДа, сифилиса и других венерических болезней. Разврат в молодом возрасте приводит к снижению интеллекта и творческих способностей; психологической непригодности к семейной жизни; гомосексуальным наклонностям; нервно-психическим заболеваниям и насилию; падению авторитета родителей; изматывающей бездуховности.
Попробуем проанализировать статистику по данному вопросу. Россия выходит на первое место в Европе по детской проституции, которая увеличилась в последние годы в 60 раз. Каждый 5 случай выявления сифилиса и каждый 3-й гонореи - у подростков до 17 лет. В год более 3 тыс. российских школьниц моложе 14 лет делают аборт. После 14 лет 15 % школьниц делают 1 аборт; 6 % - два и более. Из всех легальных абортов 8,6 % делают девушки моложе 20 лет; из всех нелегальных - 13,2 %. 25 % школьниц в возрасте до 15-18 лет имеют одного и более партнеров. 15 % супружеских пар в России бесплодны; 80% вторичного бесплодия связано с абортом. В целом в России на одни роды приходится более 2 абортов. Ежедневно погибает от абортов 18 тыс. детей. Известный итальянский юрист Р.
Баллестрини писал 100 лет назад: «Самым верным доказательством полного нравственного падения народа будет то, что аборт станет считаться делом привычным и абсолютно приемлемым». Целомудрие лежит в центре русского культурного сознания. Нравственная чистота детей - национальное достояние народа. Противление проповеди блуда и воспитание целомудрия – должны стать одной из основных задач государства, семьи и школы в воспитании подрастающего поколения, как будущих супругов и родителей.
По официальной статистике каждый 2 подросток курит, каждый 6 - время от времени употребляет алкоголь, каждый 6 хоть раз в жизни пробовал наркотик, каждую третью попытку самоубийства совершает подросток, но фактически эти цифры намного выше. Ежегодно в России около 60 тыс. человек кончают жизнь самоубийством. В России только 4 % детей рождаются здоровыми, в некоторых регионах из 1,5 тыс. новорожденных только у 3 % нет патологии. Лишь 10 % выпускников считаются здоровыми. (4)
Интересна в связи с этим и статистика преступности несовершеннолетних, будущих создателей своих семей (по Иркутской области). В среднем по муниципальным образованиям Иркутской области доля молодых преступников в общей численности лиц совершивших преступления составляет 63%.
На 1 января 2007 года на учёте в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (далее – ПДН ОВД) состояло 8764 несовершеннолетних, из них 1568 человек (17,9%) – девушки, добавим – это будущие мамы и папы. (5)
А теперь обратимся к семейной статистике. По расчетам демографов, ещё 10-15 лет назад около половины мужчин и женщин в течение жизни расторгают брак: в среднем распадается два из каждых пяти зарегистрированных браков, то в настоящее время расторгается каждый второй зарегистрированный брак. Более 30 % разводов приходится на молодые семьи, просуществовавшие менее 5 лет. Многие современные женщины не воспринимают материнство как исключительно брачный атрибут. Одна треть семей считает рождение ребенка помехой супружеству, причем женщины в большей степени, чем мужчины (соответственно — 36 и 29%). Отечественная статистика свидетельствует о росте «внебрачной» рождаемости: каждый шестой ребенок появляется у незамужней мамы. (4) 60 % мужей и 40 % жен не соблюдают супружеской верности. (4)
Интересна статистика психологических и духовно- нравственных аспектов развития и становления современной семьи по Иркутской области. В 2007 году количество молодых людей, для которых семья является наиболее значимой ценностью, составило всего 22,1%. По данным службы записи актов гражданского состояния Иркутской области, на 1 января 2007 года в Иркутской области было зарегистрировано 18609 браков и 11308 разводов.
Число зарегистрированных разводов увеличилось на 7,4%. В 2006 году на 1000 браков пришлось 607 разводов. По сравнению с предыдущим годом этот показатель увеличился на 4,5%. Из данных цифр видно, что 61% супружеских пар заканчивают свою семейную жизнь разводом. У несовершеннолетних матерей в 2006 году родилось 1052 детей, или 3,4% от общего числа родившихся.
Только 54% молодых людей основным мотивом вступления в брак является любовь. Наиболее важны для молодёжи следующие функции семьи: 28,9% - функция содержания и воспитания детей, только 22,8% - репродуктивная функция, 13,8% - сексуальная функция, 12,2% - хозяйственно-бытовая. С увеличением возраста уменьшается число тех, кто считает основным мотивом вступления в брак любовь (59,5% - в возрасте от 14 до 17 лет, 52,9% - в возрасте от 18 до 24 лет и 50,2% - в возрасте от 25 до 30 лет), при этом увеличивается число тех, кто считает основным мотивом создания семьи расчёт (11,1% - в возрасте от 14 до 17 лет, 12,4% - в возрасте от 18 до 24 лет и 17,1% - в возрасте от 25 до 30 лет).
В 2007 году снизилось число молодых людей, которые в сегодняшних условиях решились бы на создание семьи. Так на вопрос «Если бы перед Вами сейчас стояла вопрос «Создавать семью или нет?», решились бы Вы на это в сегодняшних условиях?» утвердительно ответили только 48,8% (в 2006 году - 51%).
Основным мотивом при планировании детей только 41,9% мужчин считает естественную потребность в продолжении рода, а 38,8% девушек считают таким мотивом желание отдать свою любовь ребёнку. 6,9% юношей и девушек считают, что рождение ребёнка в молодой семье – это глупо, так в основном считают юноши младшей возрастной группы. 6,4% молодых людей и 4,8% девушек выразили мнение, что рождение ребёнка вносит разлад в супружеские отношения. При этом 5,6% считают, что рождение ребёнка никак не влияет на взаимоотношения внутри семьи, а 5,2% указали, что рождение ребёнка негативно сказывается на финансовом положении семьи. Только 52,9% молодых людей считают, что рождение ребёнка укрепляет семью и гармонизирует отношения супругов, 23,8% опрошенных считают, что рождение ребёнка делает семью взрослой. (5)
Общество очень заинтересовано, чтобы семьи, составляющие его основу, были крепкими. Сейчас это вдвойне, втройне важно для страны, поскольку Россия переживает демографический кризис. Главная причина демографической катастрофы, по мнению ученых (акад. И.А.Гундаров), кроется в духовном неблагополучии: «Трудно прививать народу другую душу». (4)
«Демографическая беда России вызвана, прежде всего, духовными причинами, утратой идеалов святости семейной жизни, чистоты отношений между мужчиной и женщиной, ценности человеческой жизни» – отметила Л.К.Слиска, первый заместитель председателя Государственной Думы.(6) Поэтому обществу небезразлично, какой климат царит в семье, какие принципы семья исповедует, чем она дышит, поскольку семья, по словам И. Ильина, «есть первооснова Родины». (2)
Возрождение Отечества теснейшим образом связано с восстановлением идеалов традиционной православной семьи, которое должно стать главной задачей нашего общества. В.Ю. Троицкий отмечает, что «в традициях русской православной культуры первейшее место занимает семья. В ней скреплялись и вырастали поколения русского народа. Ею принято было гордиться, на нее — надеяться. Да и вся жизнь русского человека многие века, в том или ином смысле, была прежде всего семейной жизнью». (7)
Для России нет другого пути выхода из кризиса в духовно-нравственной сфере и в преодолении кризиса семьи кроме возрождения самобытной российской цивилизации на традиционных ценностях отечественной духовно-нравственной культуры. А это возможно при условии восстановления духовного, нравственного и интеллектуального потенциала носителя русской культуры — русского народа. Очень важно, что эти вопросы на современном этапе развития общества понимаются и поддерживаются руководителями нашего государства и руководством Министерства Образования РФ.
В приветственном слове на XV Международных Рождественских образовательных чтениях «Вера и образование: общество, школа, семья в XXI веке» президент РФ В. В. Путин подчеркнул необходимость активного взаимодействия государственных, общественных и религиозных организаций в вопросах образования, просвещения, укрепления института семьи, воспитания подрастающего поколения. «Наиболее актуальные, волнующие наше общество темы, - проблемы образования, просвещения, укрепления института семьи, воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма, традиционных нравственных ценностей. Несомненно, это те сферы, где необходимо расширять взаимодействие государственных, общественных и религиозных организаций». (6)
«Невозможно переоценить влияние институтов гражданского общества, среди которых Русская Православная Церковь играет одну из ключевых ролей. Вместе с образовательными учреждениями и важнейшим социальным институтом - семьей - необходимо обеспечить воспитание нового уровня ответственности молодых людей перед родными и близкими, согражданами, перед своей страной. Демографическая ситуация в стране в значительной степени зависит от состояния института семьи. К сожалению, в последнее время наблюдаются серьезные нарушения духовно нравственных ценностей семейных отношений. Как следствие — высокий уровень разводов, проявление насилия и асоциального поведения членов семьи, в том числе детей и подростков» - отмечал в своём выступлении министр образования А.А. Фурсенко на XV Международных Рождественских образовательных чтениях. (6)
Уместно, в связи с поставленными правительством задачами в вопросах выхода семьи из кризиса напомнить, что ещё в 1997 г. был принят Закон Российской Федерации «О свободе совести и религиозных объединениях», которым «признается особая роль православия в истории России, в становлении ее духовности и культуры». (8)
Семья- это жизненный центр, взращивающий в душе человека вечные ценности добра, красоты, разумности и любви, духовное начало человека. Православно-христианские принципы любви, гармонии и красоты в устроении мира, человека и общества обладают неоценимыми образовательными и воспитательными возможностями. Именно на их основе возможно преодоление современного кризиса семьи, культуры, науки, образования, кризиса внутреннего мира человека.
Духовное и нравственное здоровье семьи во многом определяет характер человека, правильное воспитание подрастающего поколения и в конечном итоге развитие общества. В этих условиях системе образования отводится особая роль по подготовке молодежи к семейной жизни, формированию готовности к вступлению в брак и воспитанию уважительного отношения к семье, ее духовным ценностям на традиционной культуре семейных отношений.
На сегодняшний день в российских школах нет специального учебного предмета по подготовке старшеклассников к семейной жизни, основанного на духовно-нравственных ценностях и традиционной национальной культуре. Данный вопрос обсуждался на упоминаемых выше XV Международных Рождественских образовательных чтениях, где первый заместитель председателя Государственной Думы Л.К.Слиска с сожалением констатировала данный факт. « К сожалению, в современной школе нет специального курса, ориентированного на воспитание ответственного отношения к семейным обязанностям, зато есть так называемые методики планирования семьи, которые зачастую наносят вред физическому и нравственному здоровью учащихся, разрушают сам институт семьи». (6)
Назрела насущная необходимость в разработке общеобразовательной школой духовно-ориентированного курса по формированию готовности к вступлению в брак на традиционной культуре семейных отношений.
В завершение достаточно кратко рассмотренного вопроса духовного и нравственного здоровья современной семьи и поиска путей выхода из духовного кризиса, будут уместны слова уже цитируемого философа Ивана Ильина «Презрение к прошлому, к своим предкам, и, «следовательно», к истории своего народа, порождает в человеке безродную, безотечественную, рабскую психологию». (2)
В духовно-нравственном возрождении современной семьи одним из наиболее действенных направлений является обращение к тому богатейшему пласту православной культуры, который охватывает духовное наследие. Именно в нем содержатся знания о человеке и его душе, и поэтому они могут служить своеобразной педагогической энциклопедией в деле воспитания и духовного формирования личности настоящего и будущего семьянина.
Примечания
1. Об этом. Православное издательство «Благо», 2000.
2. И. А. Ильин. О русской идее. Кн.: В чем спасение России? Пророчества старцев.- М., «Фаворъ», 2002.
3. Журнал Московской Патриархии N12, 2000г, N1-2, 2001г
4. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под ред. Е. Г. Силяевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
5. Государственный доклад «Молодёжь Иркутской области». Агентство по молодежной политике Иркутской области. ОГУ «ЦСИУМ», Иркутск, 2007.
6. Православная культура и современное образование. Нормативно-методические материалы к областной научно-практической конференции. Администрация Иркутской области. Иркутск 2003.
7. Троицкий В.Ю. Дух русской семьи. Этика психология семейной жизни: Хрестоматия для учителя. Часть II. Семья в русской литературе. / Сост. Т.Г.Кислицыной - М.: Школа-Пресс, 1999. –(Библиотека журнала «Воспитание школьников». Вып. 8).
8. Закон Российской Федерации «О свободе совести и религиозных объединениях».
9. Флоренская Т.А. Мир дома твоего /Материалы к программе курса "Этика и психология семейной жизни” в новой, 1997 г. редакции/. — М.: Школа-Пресс, 1999. ("Воспитание школьников”. Библиотека журнала. Вып. 6).
10. Иван Ильин. Что сулит миру расчленение России. Русский центр. «Пересвет». Москва, 1992. (эпиграф)
|