Что несут с собой компьютерные игры? Компьютерная игромания
Статья психолога Бизимовой Лены Васильевны публикуется на сайте впервые.
Компьютерные игры для большинства детей всех возрастов сегодня оказываются более привлекательным занятием, чем чтение книг и даже поглощение кино-, теле- и видеопродукции. За последние 15 лет возникла целая субкультура приверженцев компьютерных игр: издаются специальные газеты и журналы, действуют клубы, в которых игроманы общаются на своём языке, имеют свою символику, клички, собираются в «кланы».
Несмотря на то, что обучающие компьютерные игры, рассчитанные на детей от 3-х до 15-ти лет и старше, могут быть весьма полезными и эффективными при обучении иностранным языкам, математике и другим предметам, однако подавляющее большинство игр представляют собой крайне негативное для физического, психического и духовного здоровья явление.
Во-первых, электромагнитное излучение оказывает вредоносное воздействие на организм человека, тем более ребёнка, грозя, как уверяют врачи, мозговыми нарушениями, эндокринными заболеваниями, раковыми опухолями, снижением иммунитета и пр. Нормы излучения в компьютерных клубах, как показали замеры, превышают норму в несколько раз, а иногда и в 50 раз (!).
Во-вторых, психическое напряжение, возникающее в процессе игр, вызывает стрессовые состояния у ребёнка.
В-третьих, основной вред, связанный с компьютерными играми – это вред духовный – та перестройка сознания и совести ребёнка в сторону безнравственного мировоззрения и поведения.
Что несут с собой компьютерные игры?
Возьмём, к примеру, наиболее популярные: Дум-образные игры, единоборства (драки), игры-стрелялки, ролевые и типа «Стратегия».
Дум-образные компьютерные игры - это воспроизведение агрессивного лабиринта, перед которым древнегреческий миф о Тезее и чудовище Минотавре меркнет и кажется милой доброй сказкой. В Дум-игре чудовищ огромное множество, они появляются каждую секунду в ужасающих обличиях (мутанты, гибриды, человекороботы, человекопауки, мифические чудовища типа орков, гигантские насекомые, скелеты и пр. и пр.), часто с убийственно разнообразным оружием, все они «отнимают» у игрока жизнь (количество очков), и можно услышать «У меня осталось 10 жизней». Либо он, либо они – так стоит вопрос.
В играх-единоборствах игроку также даётся возможность участвовать в компьютерных битвах, драках и сражениях, нанося повреждения и увечья противнику. Кто кого? И летят оторванные вместе с позвоночником головы, ноги и руки, брызжет кровь, содрагаются в агонии тела. Графика в играх сравнима с телеизображением, поэтому всё воспринимается достаточно натурально.
Каковы следствия этих игр?
У ребёнка быстро формируется психологическая зависимость от игры, сродни наркотической, отчуждает его от живого общения со сверстниками и взрослыми, ухудшает взаимоотношения ребёнка и родителей.
Компьютерные игры отвращают от отечественных ценностей, прерывают связь с родными истоками, воспитывают презрение к национальным традициям. Дети оказываются отчуждены от литературного и национально-культурного наследия, поскольку почти все игры построены на инокультурной (преимущественно американской) содержательной графике образов, персонажей, интерьеров, ландшафтов и пр.
Отрицательно воздействуют компьютерные игры на душу ребёнка, вызывая нарушения и притупление умственных способностей, снижение и уничтожение воли, возрастание отрицательных эмоций и чувств.
Рассматриваемые выше компьютерные игры крайне негативно воздействуют на дух ребёнка, уничтожают любовь к ближним, способствуют формированию в ребёнке пагубных влечений и страстей: страсти к властолюбию и тщеславию, наживе и нездоровому азарту, лжи, гордыни, самолюбования.
Агрессивные компьютерные игры в США, например, дали целую серию чудовищных массовых убийств детей детьми. Билл и Хилари Клинтон в своём обращении к нации возложили вину за происшедшее на производителей агрессивных компьютерных и видеоигр, в одном названии которых уже составлена программа действий («Убей своих друзей безнаказанно»). А в нашей стране – прокатилась волна, или точнее сказать – эпидемия детских самоубийств, статистика которых за последние десятилетия возросла в 80 раз! Примечательно напомнить, что в течение нескольких лет с 1994 года в Москве проводились чемпионаты по компьютерным играм за главный приз под девизом «Убей их всех и получи награду!»
Через компьютерные игры идёт бесконтрольная и беспрецедентная манипуляция детским сознанием в направлении «секса и насилия», мистики и дьявольщины.
Воздействие компьютерных игр на сознание человека
Компьютерные игры оказываются настолько сильнодействующим и привлекательным средством воздействия на человека, что речь заходит о компьютерных психотехнологиях как новом стратегическом оружии массового поражения.
В связи с этим остановимся на вопросе воздействия компьютерных игр на сознание человека. Сама работа с компьютером создаёт идеальные условия для воздействия на сознание. Прежде всего, всякий, увлекающийся компьютерными играми, впадает в состояние транса: для достижения этого используются разнообразные методы воздействия на все органы чувств человека (высококачественное изображение, стереозвук, шлемы виртуальной реальности позволяют ощутить себя в трёхмерном пространстве, специальные сенсорные перчатки и костюмы воздействуют двусторонне на осязание). Игрок отождествляет себя с персонажем игры: неприметным образом он начинает вести себя так, как этого требует заложенная программа.
В отличие от радио, кино или телевидения, где человек всё-таки остаётся пассивным наблюдателем и лишь сопереживает происходящим на экране событиям, в виртуальную реальность, в киберпространство человек входит, или погружается. После такого погружения у компьютероманов наблюдается стойкое нежелание вернуться в этот реальный мир из мира иллюзий. Большинство увлекающихся компьютерными играми способны проводить за игрой по много часов, иногда до полного физического и психического изнеможения, жертвуя ради этого и сном и едой.
Виртуальный мир, так манящий к себе компьютероманов, является ничем иным, как обманом, искусной подделкой реально существующего мира. По своей сути киберпространство является откровенной ложью: чувства человека уверяют его, что он находится в реально ощутимом мире, он видит, слышит, чувствует, трогает этот мир, видит, как действуют в этом мире его собственные руки – а на самом деле этого мира не существует: все же ощущения – лишь ловко проведённый техникой обман чувств. Постепенно, неприметным образом виртуальная реальность задаёт характер поведения человека, становится диктатором его поступков.
Сознание человека рассчитано на жизнь в одной-единственной реальности, а не в нескольких! Поэтому, когда модели поведения в виртуальной игре переносятся и на реальную жизнь, происходит трагедия. Ведь эта жизнь – не игра: в ней нельзя нажать на клавишу сброса, когда ошибёшься, и начать всё сначала, или «прожить несколько жизней», пока не достигнешь желанного результата или «уровня»! Неудивительно, что привыкнув к технически упрощённому миру, люди оказываются фактически неспособными к жизни в этом непростом мире; эта жизнь после виртуальной становится для них отвратительной и невыносимой каторгой, поистине «жизнью в темницах ада». Поэтому самым трагическим событием, по признанию самих играющих, является необходимость возвращения в этот несовершенный мир, в котором, однако, ещё прибывают их тела.
В технократической цивилизации «Принцип Удовольствия поглощает Принцип Реальности». Когда же ощущения становятся очень сильными и очень приятными, то человек легко попадает в зависимость от них. Именно поэтому психиатры и психологи говорят о близости увлечения компьютерными играми и наркомании.
Завершая разговор о воздействии компьютерных игр на здоровье и душу человека, особенно ребёнка (подростка), будем помнить, что компьютерные игры исподволь подготавливают для человека серьёзнейший внутренний конфликт: привыкнув и обучившись сызмальства жизни в виртуальном мире, полюбив этот мир, он всё-таки будет жить в мире реальном, где его виртуальный «опыт» терпит полное фиаско.
|