Персональный сайт психолога Елены Бизимовой

Категории раздела

Мои авторские статьи [7]
Рекомендации психолога родителям [3]
Рекомендации психолога родителям

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4990

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Педагогическая шкатулка


Приемы и игры, которые помогут родителям снять страх темноты у детей

      Приемы и игры,  которые помогут родителям снять страх темноты у детей

Статья психолога Бизимовой Лены Васильевны опубликована на сайте впервые.

           Приведенные приемы и игровые методы помогут вам справиться со страхом темноты у детей. Если же страх уже выражается на патологическом уровне, то есть принимает крайние формы (ребенок совершенно не в состоянии его контролировать, эта эмоция неблагоприятно отражается на характере, мешает нормальным отношениям с другими людьми, не позволяет хорошо приспособиться к социальным условиям и т. п.), то лучше проконсультироваться у профессионального психолога, а возможно, и у детского психиатра.

         Предлагаю в вашу семейную игровую копилку несколько приемов и игр, театрализованных этюдов, ролевых игр-драматизаций и  народных игр-забав для снятия страхов темноты у детей.

*      Родители могут для профилактики детских страхов воспользоваться «методом отреагирования» страха, тревоги, напряжения. Осуществляется с помощью кукол-петрушек, мягких игрушек, в форме театральных этюдов: дети изображают пугающие их ситуации, связанные со страхом темноты, причем все «пугающие» моменты должны быть доведены до крайней степени, «так чтобы зрителям - папе, маме, бабушке и др. было очень страшно». Кроме того, можно применять приемы «рисование страхов», «рассказы о страхах», причем акцентироваться должна тематика страха темноты. В ходе этой работы поощряются попытки юмористического, карикатурного изображения ситуации.

*      Используйте методику так называемых эмоциональных качелей. Простейшим примером этого является подбрасывание ребенка на руках: он то летит вверх, то возвращается на руки взрослого, которые являются для него символом защиты. Подобные «качели» можно разыгрывать с любым страшным предметом. Например, ребенок то забегает в темную комнату, то выбегает из нее. Можно слегка подразнить игрушечного волка, а затем поговорить с ним, потрогать его, убедившись, что он не опасен. В этой роли может быть и любимая игрушка, например, кукла (мишка и т.п.): «Пока кукла с тобой, тебя никто не тронет, спи спокойно». Плюшевая игрушка, которая сможет защитить от воображаемых чудовищ, – хороший помощник в борьбе со страхами.

*      Используйте прием проигрывания страха в игре.  Для него необходимо подобрать именно те игрушки, которые похожи на предмет боязни ребенка («страшилка»  и т. д.). В игре ребенок должен как бы «расправиться» со своим страхом, отыграть свои эмоции в символической форме и избавиться от напряжения. При этом взрослый может комментировать поведение «страшилки». Например, если ребенок боится привидения в темноте, то можно проигнорировать его жестом или репликой: «Уходи, привидение, не мешай нам играть». При этом важна спокойная интонация, заряжающая ребенка уверенностью.

*      Хорошо успокаивают и расслабляют ребенка игры с песком и водой, лепка из пластилина и глины, рисование с помощью пальцев рук на бумаге гуашью или акварелью. Темой игры с ребенком вы можете сделать его страх темноты или кошмарный сон. Например, можно попросить его нарисовать то, что он боится. Потом предложить ему подумать или вместе пофантазировать и нарисовать героя - реального или выдуманного персонажа, способного победить этот страх.

         Например, ребенок рисует страшное приведение, которое он боится встретить в темном коридоре и которое ему регулярно снится. Следующий рисунок: смелый воин, который рубит это приведение мечом, рвет его на куски. Таким образом, ребенок выплескивает накопившиеся у него агрессию и напряжение. Потом можно попросить его нарисовать, что стало с этим страхом. Например, может ли привидение быть добрым? Ребенок может нарисовать доброе приведение, с которым теперь можно дружить.

Если страх очень сильный, то картин страха может быть несколько, а также несколько героев, спасающих ребенка. Среди этих героев могут фигурировать и реальные люди, например, родители. Ведь на самом деле, в их защите и поддержке больше всего он нуждается.

        Произошла встреча со страхом, страх обыграли по-разному, превратив, его во что-то смешное и нелепое, например страшный медведь, который едет на розовом слоне в горошек и пищит как комар, и таким образом, дали выход негативным чувствам, сняли стресс. Делая картинку смешной, мы снижаем эмоциональную значимость этого образа. Либо страх можно утрировать и сказать: нет, это не один медведь, а целое сборище страшных монстров, которые хотят схватить и замучить маленького мальчика (девочку), они хватают и рвут его на части. При этом Вы можете в шутку схватить ребенка и затеять с ним борьбу. А потом вы вместе нарисуете положительных героев, побеждающих этих монстров.

*      Избавиться от детских страхов темноты можно, задействовав принцип «подобное подобным», то есть с помощью фантазий. Каким образом фантазия может действовать против воображения? Например, ребенок поделился с родителями своим страхом, монстром из-под кровати. Не в коем случае не лезьте под кровать и не пытайтесь заставить ребенка самому проверить, что там пусто - его вообще нельзя насильно заставлять сделать то, чего он боится.

         Также нельзя отмахиваться от детских страхов, произнося утешительные фразы: «Здесь нечего бояться». Но нужно обязательно поддержать ребенка, показать, что вы его поняли и поговорить с него в таком духе:

- Ты боишься? Я бы тоже боялся, если бы у меня под кроватью сидел монстр. А что он может сделать?

- Тихо выбирается в темноте…

- А мы, притаившись, лежим в кровати и видим каждое его движение…

- Он подбирается всё ближе…

- И мы в этот момент достаем фонарик и светим ему в лицо! И монстр моментально превращается в крошечную букашку!

- Да, он сразу пищит и убегает!

Весь секрет в том, что смешное страшным быть не может. Иными словами, нужно пофантазировать с ребенком и довести «страшную» ситуацию к победному концу. Включившись в игру, ребенок наверняка сам придумает, как справиться с этим страхом.

*      Применяйте прием «девальвации страха»: пусть ребенок как можно чаще и в подробностях рассказывает о своих чувствах другим людям. Вы, естественно, тактично добавляйте уточняющие детали, подчеркивающие смелость, находчивость и доброту малыша.

*      Еще одно «сильное» средство: можно  найти в лесу или парке волшебное дерево, срезать маленькую волшебную палочку, нанести на нее ножом специальные зарубки или в тайном месте отыскать волшебный камешек, помыть его и носить в кармане. При появлении объекта страха необходимо сжать волшебный предмет и произнести заклинание типа: «Я тебя не боюсь, без тебя обойдусь». Время от времени заклинания можно менять, сочиняя их вместе с ребенком. Они должны быть смешными и содержать позитивный заряд.

*      Хорошо помогают сказки и стихи про объект страха. Здесь родителям необходимо  проявить фантазию  и творчество.

*      Один из основных принципов снижения страха темноты, «страшилок», которых ребенок видит в темноте – смеяться не над ребенком, а вместе с ребенком над его страхом, чтобы «страшилка превратилась в смешинку».

*      Очень полезны, могут быть рассказы родителей о своих детских, ночных страха, но при этом  хорошо было бы рассказывать о том,  как вы его победили, что все страхи, в конце концов, ушли.

*      Попросите малыша нарисовать его страх на картинке, а потом вместе с ним уничтожить этот страх. Способов уничтожения может быть несколько, его может победить смелый сказочный герой, ребенок может, смыть его водой с картинки, подойдет вариант сожжения или разрезания на части.  Можно предложить еще смешной варианта, когда дорисовав страху что-нибудь такое, что сделало бы его смешным и безобидным.

*      Очень полезна игра в театр, когда сам ребенок превращается в любимого героя. Этот персонаж может попадать в страшные истории и с достоинством из них выходить. После завершения спектакля-игры должно наступить облегчение от самого факта победы над злом и его носителем.

*      Весьма полезно самому ребенку сделать куклу пугающего объекта, а затем как бы проанатомировать на предмет анализа опасности. Например, рисунок страшной страшного привидения в темноте, а рядом – автопортрет самого ребенка, по возможности – большого, сильного, с каким-то предметом в руках, придающим дополнительную силу (меч, палка, ошейник).

*       Днем старайтесь обыгрывать те предметы, которые ночью вызывают у ребенка страх.

*      Затевайте игры в затененных уголках квартиры, под столом, в домике, сооруженном из нескольких кресел, накрытых сверху одеялом, в комнате с зашторенными окнами и т.п. Приучайте ребенка к темноте постепенно.

*      Расскажите детям о смелых сказочных героях, победивших свой собственный страх – возможно, их пример поможет ребенку справиться со своей фобией.

*      Соревнуйтесь друг с другом, вывешивайте на кухне «лист наших рекордов», снимайте про себя фото и видеорепортажи – иными словами, это прежде всего должна быть увлекательная игра. Самые простые и безопасные упражнения в соревновании – наклоны, отжимания, приседания, бой с тенью, подтягивания – можно эффективно и с большой пользой делать в домашних условиях.

*      В выходные и по праздникам, когда вся семья собирается вечером за столом, выключайте свет и зажигайте свечи. Это и выглядит торжественно, и поможет вашему ребенку привыкнуть к полумраку. 

*      Когда ребенок боится темноты, существует прекрасный метод постепенного разрушения страха, который подходит идеально для помощи мальчику 4-5 лет, если взяться за дело готов достаточно терпеливый отец. Для работы по этому методу необходима темная комната, в которой мальчик будет тренировать силу воли, и папа, который обеспечивает психологическую поддержку.

       Позиция отца: испытывать страх совершенно нормально, при этом мужчины способны справляться со своим страхом, это очень по-мужски. Эта позиция доводится до сына, затем отец помогает сыну постепенно приучать себя находиться в темном помещении. И, что очень важно, гордиться тем, что он способен преодолевать свой страх. Метод работает не на стыде, а на удовольствии от преодоления страха и гордости за это. Время пребывания в темной комнате постепенно увеличивается, а психологическая поддержка папы снижается.

       Например, в начале тренировки мальчик находится в комнате 5 секунд, а папа стоит рядом с дверью и говорит что-то ободряющее, на следующий день ребенок тренирует волю уже 10 секунд, затем 20 секунд и т. д. А папа вначале находится рядом с дверью, затем перед дверью, но на каком-то от нее расстоянии, и это расстояние постепенно увеличивается. Важно, чтобы все проходило постепенно, было по силам ребенку, давало чувство гордости и сплачивало сына и папу.

*      Когда темноты боится  маленький малыш, можно предположить, что его страх в большей степени связан с процессом психологического отделения от мамы, и он нуждается в неком временном мамином заменители. В психологии большую игрушку, которая берет на себя некоторые функции мамы, называют переходным объектом, так как он помогает малышу совершить переход от психологической зависимости от мамы к большей самостоятельности.

        Традиционно в России такой игрушкой бывает плюшевый мишка, а у европейцев заяц. К мишке можно прижаться как к маме, когда хочется почувствовать себя спокойнее, поговорить с ним, пожаловаться, если надо. Обычно, переходный объект появляется в жизни малыша совершенно естественно, просто к какой-то игрушке ребенок привязывается сильнее, чем к другим. Но иногда ребенку нужно помочь познакомиться и подружиться с мишкой или зайцем, если такой дружбы еще не получилось.

        Так как к этому другу должно быть удобно прижиматься, игрушку лучше выбрать мягкую. А чтобы такой друг мог наверняка защищать Вашего малыша, выбирайте его покрупнее. Знакомство с новым другом можно соответствующим образом обставить: сообщить, что есть один хороший мишка, который нуждается в друге, который очень добрый и т. д. С таким другом малышу будет спокойнее по ночам.

*      Закрепите успех, помогите маленькому подружиться с темнотой. Пусть она ассоциируется с радостными событиями. Устройте для малыша и его друзей сладкое пиршество при свечах. Или купите телескоп и вместе с нетерпением ждите, когда стемнеет, чтобы посмотреть на звезды.

*      Заполните жизнь ребенка  яркими, интересными впечатлениями, лишний раз сходите на концерт, в кукольный театр, поиграйте с ним.

*      Игра - лучшая психотерапия в снятии страхов у детей! Психологически направленные игры снимают у ребенка избыток торможения, скованности и страха, возникающих в темноте, в замкнутом пространстве, при попадании в незнакомую обстановку. Ребенок становится более уверенным в себе, избавляется от излишней застенчивости.

          Вообще игра (и ее аналоги типа рисования и фантазирования) дает ребенку прекрасную возможность овладеть своим страхом. В игре каждый маленький трусишка способен переживать свой страх заново, как бы понарошку, и таким образом снижать остроту переживания. В игре ничто не мешает ребенку представить, что он смелый и сильный, способный победить любого врага (внешнего или внутреннего). Играя, легко изобразить образ самого страха, и тогда из «повелителя» ребенка он постепенно превратится в его слугу (или как минимум партнера). В игре этот страх можно изменить, добавив в образ ярких, теплых красок или комических деталей. Можно даже сделать свой страх совсем маленьким и пожалеть его.

         Игра предоставляет массу возможностей, причем все эти способы являются совершенно естественными для ребенка. Именно поэтому можно использовать народные игры-забавы, которые прекрасно справляются с задачами уменьшения различных детских страхов и их профилактики. Вы сами убедитесь в этом, проанализировав следующие несколько игр.

Эмоциональные приемы поддержки ребенка дошкольного возраста, боящегося темноты 

Полезно применять так называемые эмоциональные приемы. Например, малыш боится Того-Кто-Ночью-Живет-Под-Диваном. Что делать?

§        Посмейтесь над объектом страха: «А ты не думаешь, что Тот-Под-Диваном сам тебя боится?»

§        Пожалейте его: «А ты не думаешь, что Тому-Кто-Под-Диваном ужасно скучно одному, без друзей?»

§        Найдите что-то позитивное: «Как ты думаешь, может Тот-Кто-Под-Диваном ухаживать за нашими цветами, пока нас нет дома?»

§        Продемонстрируйте свое «давнее знакомство» с тем, кого боится ребенок: «Я давно знаю Того-Под-Диваном, еще с моего детства. Его зовут – Дружок. Ему 100 лет. Добрейший гномик. Он обожает слушать, как мы с тобой читаем сказки».                                                                      

                                                    Игры для снятия страхов темноты у детей

«Кукольные прятки» (для детей 4-6 лет). В этой игре прячутся не дети, а игрушки. Причем некоторые прячутся в освещенном помещении, а некоторые - в темном (днем - в комнате с плотно задвинутыми шторами, вечером - при включенном ночнике). За игрушку, найденную в темноте, дается больше очков, чем за лежащую на свету. Поначалу подыгрывайте ребенку, оставляйте игрушки в затемненной комнате на видном месте.

«Зверушки в норке» (для детей 3-4 лет). Ложась с ребенком в постель при включенном свете, накройтесь одеялом и приговаривайте примерно следующее: «Мы с тобой маленькие белочки (зайчики, мышки - кто ему больше нравится), мы лежим в нашей уютной норке. Там, на улице, темно, холодно, идет дождь, воет ветер, а у нас с тобой тепло, тихо, уютно. И никто к нам не придет, никого мы не пустим. В нашей норке толстые стены, нам никто не страшен». Говорить следует убаюкивающе, чтобы ребенок расслаблялся и постепенно засыпал. Утром можно сыграть, как к зверюшкам попытался залезть в норку злой волк (роль которого можно периодически предлагать и ребенку), а зверюшки его прогнали. Вечером же этого варианта следует избегать, чтобы ребенок не перевозбудился.   

«Кто притаился в темноте?» (для детей 4-8 лет). Эта игра проходит гораздо оживленнее, если в ней участвуют несколько детей. Ребенок (он называется своим, а не вымышленным именем) ложится на кровать или на два сдвинутых кресла и делает вид, будто засыпает. Поначалу свет выключается понарошку, но со временем можно будет делать это и по-настоящему. Внезапно в темноте ребенку чудится какое-то лохматое чудовище. Он дрожит от ужаса, хочет закричать, позвать маму, но потом собирается с духом, встает, зажигает свет... И выясняется, что чудовище - это маленький, милый котенок (изображаемый либо куклой, либо другим ребенком).

 «Смелый разведчик» (для детей 4-8 лет). Можно играть в компании, а можно вдвоем со взрослым. Лучше вплести эпизод про смелого разведчика в развернутую игру в войну, чтобы все получилось естественней и интересней. В какой-то момент ребенок (называемый, опять-таки, своим настоящим именем) получает задание сходить ночью на разведку. В затемненном помещении раскладывается оружие, принадлежащее врагу. Ребенок должен все сосчитать и доложить командиру. Командир награждает его медалью за отвагу.

«Пчелка в темноте»  (коррекция страха темноты, замкнутого пространства, высоты). Ведущий говорит: «Пчелка перелетала с цветка на цветок (используются стулья разной высоты, тумбы и пр.). Когда пчелка прилетела на самый красивый цветок с большими лепестками, она наелась нектара, напилась росы и уснула внутри цветка (используется столик, под который залезает ребенок). Незаметно наступила ночь, и лепестки стали закрываться (столик закрывается материей). Пчелка проснулась, открыла глаза и увидела, что вокруг темно. Она вспомнила, что осталась внутри цветка и решила поспать до утра. Взошло солнышко, наступило утро (материя убирается), и пчелка вновь стала веселить, перелетая с цветка на цветок».

 «Волшебный домик»  ля детей от 3 до 5 лет). Можно спрятаться под одеяло вместе с малышом, и поиграть с ним в Волшебный домик. Взрослый ложится рядом и накрывается одеялом вместе с головой. Потом делается вверху небольшое отверстие - окошко, чтобы можно было дышать. Взрослый монотонным голосом говорит: «Мы с тобой в домике, нам здесь уютно и безопасно. Наш домик волшебный, сюда никто без разрешения не может зайти. Мы можем крепко спать, потому, что мы в безопасности, потому что (имя малыша) под защитой волшебного домика». Говорить следует тихим голосом, напевая, чтобы малыш успокоился, расслабился и уснул. Родители могут сами придумать слова, которые упокоят их ребенка, главное избегать эмоционально окрашенных слов, таящих в себе угрозу – «Тебя никто не съест», «Можешь не бояться», «Я буду тебя охранять» и так далее.

 «Бобры» (для детей от 4 до 6 лет).  Охотник пытается поймать бобра (или бобров, если играют несколько детей). Бобер прячется от него под столом, накрытым скатертью, свисающей до пола, и сидит там, пока не убедится в том, что охотник ушел и можно вылезать. Время сидения в темноте следует понемногу увеличивать. (Например, охотник может сказать, что он сейчас обшарит соседнюю рощицу - то есть выйдет в соседнюю комнату - и вернется.) Бобра же надо постепенно побуждать к тому, чтобы он не просто прятался, а придумывал, как ему защитить свое жилище. Через эту игру ребенок научится преодолевать дискомфортное состояние в полутьме, а также разработает собственные схемы самозащиты, которые будут направлены на преодоление страха через защиту и оборону.

Театрализованные этюды для снятия страхов темноты

Импровизированную ширму можно соорудить из 2-х стульев и одеяла, персонажи – игрушки.

Этюд  для снятия страхов темноты  «Страшный сон».

Мальчик или девочка ложатся спать, и вдруг… в темном углу появляется что-то страшное (привидение, волк, ведьма, робот: желательно, чтобы ваш ребенок сам назвал персонаж). «Чудовище» обязательно должно изобразиться как можно смешнее. Кукла-ребенок боится, дрожит (все эмоции должны быть сильно  преувеличены), а потом сам или с помощью куклы-мамы зажигает свет. И тут оказывается, что страшное чудовище – это всего-навсего колышущаяся от ветра занавеска или брошенная на стуле одежда, или цветочный горшок на окне…

Этюд  для снятия страхов темноты  «Гроза».

Дело происходит на даче или в деревне. Ребенок-кукла ложится спать и только засыпает, как вдруг начинается гроза. Гремит гром, сверкает молния. Гром передать нетрудно, а молнию не обязательно показывать, достаточно просто об этом сказать. (Кстати, проговаривание, а не только демонстрирование на ширме событий и действий чрезвычайно важно в терапевтических этюдах). Ребенок-кукла трясется от ужаса, стучит зубами, может быть, плачет. А затем слышит, как кто-то жалобно скулит и скребется в дверь. Это маленький, продрогший, испуганный щенок. Он хочет войти в теплый дом, но дверь никак не поддается. «Ребенку» и жаль щенка, и, с другой стороны, страшно открыть дверь на улицу. Какое-то время эти два чувства борются в его душе, потом сострадание побеждает. Он впускает щенка, успокаивает его, берет себе в кроватку, и щенок мирно засыпает. В этом этюде важно подчеркнуть, что «ребенок» чувствует себя благородным защитником слабого. Желательно найти маленькую игрушечную собачонку, чтобы она была заметно меньше куклы-ребенка.

        Можно разыгрывать эти и подобные сценки вместе с ребенком, а если он на первых порах отказывается, сделайте их зрителями. Самое лучшее – когда зрителями становятся взрослые, а ребенок – единственным «актером», исполняющим поочередно разные роли.

Этюд на выражение страха темноты  «Что в углу?»  (для детей 4-7 лет).    

          Из стульев строится кровать. Ребенок делает вид, что раздевается и ложится в постель, закрывает глаза. Входит дедушка —  например папа, дедушка. Он делает вид, что снимает халат, потом подходит к внуку, видит, что он спит, поправляет одеяло и, уходя из комнаты, выключает свет.

Мама или кто-то из взрослых читает стихотворение Ал. Кушнир «Что в углу?»:

 Что виднеется в углу

 С черной тенью на полу,

 Непонятное, немое,

 Не пойму и сам какое,

 Человек или предмет?

 Ах, скорей зажгите свет!

 Вдруг оно сейчас подскочит,

 Утащить меня захочет?

 Вдруг, издав ужасный стон,

 Побежит за мной вдогон?

 Схватит? Стащит одеяло?

 Свет зажгли – мне стыдно стало.

 Я ошибся. Виноват.

 Это – дедушкин халат!

 Затем мальчик открывает глаза – ему делается страшно. Входит дедушка и включает свет. Мальчику стало стыдно.

Выразительные движения. 1. Беспокойство: надутые щеки, сощуренные глаза, углы рта опущены, отпрянуть назад. 2. Сожаление, стыд: брови приподняты и сведены, рот открыт (вытянутое лицо), плечи приподняты.

Ролевые игры-драматизации

         Такие игры позволяют преодолеть оставшиеся, длительно существующие страхи. Здесь ребенок играет роли сложного психологического содержания, причем, как положительные, так и отрицательные. Представляя сказочных персонажей, ребенок становится то Добрым Молодцем, то Бабой Ягой. После этого он уже не так боится этой самой Бабы Яги. Пусть ваш дом превратится в театр, где ребенок самостоятельно или с Вами может придумывать сказки, делать костюмы и играть на импровизированной сцене!

Народные игры-забавы для снятия страхов темноты у детей

Народная игра «Жмурки».  

         Как вы, наверное, догадываетесь, эта народная игра помогает ребенку справиться со страхами темноты и замкнутого пространства. Правила ее всем известны, но если вы играете в помещении, то лучше внести в них некоторые коррективы.

          Завяжите глаза ребенку, выполняющему роль водящего. Можно немного раскрутить его, чтобы сложнее было ориентироваться в пространстве, однако это не рекомендуется делать с очень тревожными детьми и с теми, кто испытывает сильный страх темноты. После этого игроки должны разойтись в разные стороны. Когда водящий крикнет: "Замри!" - им следует остановиться на тех местах, где они оказались, и уже никуда не перемещаться. Задача водящего - найти всех участников. В случае если этот процесс затягивается, то можно помочь ему таким способом: все непойманные игроки начинают одновременно хлопать в ладоши. В следующем кону водящим становится тот, кто был найден раньше всех.

         Примечание. Чтобы игра не приедалась, при последующих ее повторениях можно усложнить условия, расставив в комнате преграды из стульев и столиков. Если вы играете вдвоем с ребенком, то лучше сделать это сразу, а для поддержания игрового азарта время от времени издавать звуки (например, "Ха!", "Ух ты!" и т. п.). Задача водящего от этого не станет примитивней (ведь он должен будет не просто подойти к вам, а сделать это, миновав лабиринт препятствий).

Народная игра «Прятки».

         Ценность этой народной игры такая же, как и предыдущей. При этом она помогает справляться в некоторой степени и со страхом одиночества, так как спрятавшийся ребенок какое-то время остается один.

         Правила этой традиционной игры просты и всем известны, поэтому не будем на них останавливаться. А вот об условиях, позволяющих сделать эту забаву более эффективной в борьбе со страхами, стоит поговорить отдельно.

        Если ваш ребенок боится темноты, то можно выключить (или хотя бы поначалу притушить) свет в комнате, оставить его только в коридоре, где нет удобных "потайных" мест. Объясните это тем, что найти человека в полутемном помещении гораздо труднее, чем в ярко освещенном. Если водит ребенок, постарайтесь спрятаться в темной комнате, чтобы он был вынужден заглянуть туда в поисках игрока. Если же водящий вы сами, то постарайтесь сделать так, чтобы ребенку захотелось спрятаться в неосвещенной комнате. Для этого, когда направитесь на поиски ребенка, загляните в темную часть квартиры и изобразите страх и ужас, что вы боитесь и ни за что туда не пойдете.

         Продолжайте размышлять вслух, что и ваш сын (дочь) конечно же никогда не осмелится там спрятаться, в общем, не нужно преодолевать свой страх. Не будет же ваш ребенок и впрямь так мучить своего любимого папу (маму), заставляя входить в страшную комнату! Продолжайте причитать в том же духе. Тогда через какое-то время вашему малышу непременно захочется "помучить" своего трусливого родителя, спрятавшись в темной комнате. Ведь дети обожают бороться с чужими недостатками, а уж тем более с родительскими.

         Примечание. Когда вы в роли водящего обнаружите ребенка, то не забудьте выразить бурную радость по поводу найденной пропажи. Это эмоциональное подкрепление будет как раз кстати и вознаградит малыша за те усилия в контроле собственных чувств, которые он приложил (ведь ему пришлось сидеть тихо, возможно, в неудобном положении, одному в темной комнате, а может быть, в замкнутом пространстве типа шкафа или ванной).                                                                                 

          Вышеописанные игры подходят как для детей от трёх лет, так и для более старших. Интерес к ним угасает только к концу младшего школьного возраста, то есть они на редкость универсальны.

                                   
 

Категория: Мои авторские статьи | Добавил: счастливая (09.12.2011)
Просмотров: 6440 | Рейтинг: 4.2/5
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта